Дошкольная разновозрастная группа «Волшебный ребенок»

Возраст от 1 года до 6 лет

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой. М.А. Васильевой.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС ДО. 
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. 
Образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные, социальные формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей, администрацию).
В структуру Программы входят:
- обязательная часть (инвариантная), которая предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях;
- часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) представлена выбранными и разработанными самостоятельно участниками образовательных отношений.
Программами, направленными на развитие детей в одной и нескольких образовательных областях (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Срок реализации: 5 лет.                                          
Цели и задачи реализации Программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
•    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их благополучия;
•    обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
•    создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
•    формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
•    обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
    Особенности организации возрастной группы ДОУ:
Наполняемость группы в ДОУ определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, соответствует требованиям СанПиНа.
Общее количество групп – 1 - общеразвивающей направленности. Группа разновозрастная. Возраст детей - от года до 6 лет.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой ДОУ, условиями ее реализации и ФГОС ДО.

Возрастные особенности развития детей  от 1 года до 6 лет:
Ранний возраст (от 1 до 2 лет)
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры.
Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем - делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы.
Повышается работоспособность нервных клеток. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность, совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В   разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. 
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками, воспроизводят по подражанию после показа взрослого. На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству:
•    предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. 
Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. 
К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений. 
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. 
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. 
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. 
Взаимообщения детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. 
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать,
если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности. 
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.
Ранний возраст (от 2 до 3 лет)
Основное приобретение детей второго года жизни - совершенствование основных видов движений (особенно ходьбы), развитие подражательных движений, складываются «цепочки» из действий с предметами, малыш учится доводить предметные действия до результата.
К   концу данного периода в игровых действиях отражается привычная жизненная последовательность, из отдельных действий складываются элементы - основы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для неё сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра.
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка. Совершенствуются движения ребёнка, крепнет организм. Речь развивается как средство общения с окружающими. 
Ребёнок учится устанавливать контакты, включаться в диалог, добиваться собственных целей. Именно этот период характеризуется интенсивным развитием детского восприятия.
Ребёнок активно познаёт мир во всём его многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества, включая разные виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Существенные изменения претерпевает и наглядно-действенное мышление. 
Теперь малыш начинает ожидать результат, который должен получиться благодаря его собственной активности.
Заканчивается ранний возраст кризисом трёх лет.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет).
Для психологического склада детей 3-х лет характерно стремление к самостоятельности («Я сам»), обеспеченной овладением ходьбой и речью, осмысленным восприятием окружающего; однако действия ребенка пока еще определяются внешней ситуацией.
К    4-5 годам ребенок частично освобождается от ситуационной связанности, перестает быть «рабом» внешней ситуации, его действия в известной мере определяются внутренним замыслом, целью, которые он стремится воплотить в жизнь, но в их реализации не слишком усерден. 
Ребенок еще не может длительно работать, не отвлекаясь над одной задачей. Возникающие по ходу дела ассоциации, случайные воздействия приводят к изменению замысла. 
Дольше всего внимание и волевые усилия задерживаются, если задача (дело) интересна ребенку. По словам Л.С. Выготского, ребенок еще действует по спонтанно-реактивным программам (где необходимое соединяется с собственным желанием и интересом). 
Вместе с тем ребенок уже способен сообщать о своем замысле другим (взрослым, сверстникам), способен к согласованным действиям в воображаемой ситуации, может комментировать, оценивать, побуждать партнеров к действиям.
•    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; 
•    появлением ролевых и реальных взаимодействий;
•    с развитием изобразительной деятельности; 
•    конструированием по замыслу, планированием; 
•    совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. 
•    развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
К пяти годам складывается детское общество, основанное на совместной игре и продуктивной деятельности. 
Ребенок способен регулировать свое поведение на основе бытовых и игровых правил (норм).
Он знает многое об окружающей жизни, хотя эти представления не слишком упорядочены,
умеет вслушиваться в художественный текст, сопереживает героям литературного произведения.
Ведущей психической функцией дошкольника является воображение, а свое место в жизни он определяет через игру. 
Ведущей мотивацией его действий пока является игровая (лежащая не в результате, а в самом содержании действий), которая лишь на пороге школы сменится более прагматичной мотивацией достижения результата.
Особенности детей с ОВЗ воспитывающихся в ДОУ
1.    С нарушением речевого развития.
Нарушение речевого развития – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а так же слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико – грамматического и фонетического формирования связной речи, в том числе:
•    лексические замены;
•    трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесённости,
•    в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий;
•    недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков.
У детей с нарушением речевого развития наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. 
Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.
Психическое развитие детей с нарушением речевого развития, как правило, опережает их речевое развитие. 
У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Указанные особенности определяют специфичность задач коррекционно-развивающего воздействия.

Дети с синдромом Дауна.
ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ:
•    Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
•    Возможные проблемы со слухом и зрением;
•    Проблемы с развитием речи;
•    Слабая кратковременная слуховая память;
•    Более короткий период концентрации;
•    Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
•    Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
•    Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста Программы.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. 
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте:
Социально-коммуникативное развитие
На этапе завершения дошкольного образования:
•    Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности —игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
•    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в       совместных играх.
•    Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
•    Имеет   первичные   представления   о себе, семье, традиционных семейных ценностях.
•    Проявляет эмпатию по отношению к другим   людям, готовность   прийти   на помощь тем, кто в этом нуждается.
•    Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Познавательное развитие
На этапе завершения дошкольного образования:
•    Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется   причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения   явлениям природы и поступкам   людей; склонен   наблюдать, экспериментировать.  Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями   из   области   живой   природы, естествознания, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
•    Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относиться к обучению в школе.
•    Проявляет   уважение   к   жизни (в различных   ее   формах) и   заботу   об окружающей среде.
Речевое развитие
На этапе завершения дошкольного образования:
•    Ребенок   достаточно хорошо владеет устной   речью, может   выражать   свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.  
Художественно-эстетическое развитие
На этапе завершения дошкольного образования:
•    Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.
Физическое развитие
•    У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными       движениями, может контролировать   свои      движения и управлять ими.
•    Имеет   начальные   представления   о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.              
Планируемые результаты освоения Программы представлены в мониторинге (педагогической диагностике) освоения детьми основной образовательной программы и проводится два раза в год (в сентябре и апреле).

Система оценки результатов освоения программы
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связана с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика проводится воспитателями и педагогами-специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, логопедом-дефектологом) в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития (Приложение 1), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в различных видах деятельности и охватывают определенные направления развития и образования детей:
•    социально-коммуникативное развитие;
•    познавательное развитие;
•    речевое развитие;
•    художественно-эстетическое развитие;
•    физическое развитие.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса(вариативная):
ДОУ, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов расширило содержание образования в результате введения в такие образовательные области, как:
1.    «Умелые ручки» по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников;
2.    «Раз-два-три четыре пять - будем вместе мы играть» по сенсорному развитию детей с ОВЗ образовательная область «Познавательное развитие»;
3.    «Ладушки – ладошки» для детей 1-2 года.

Цели и задачи программы:
Цель: Всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из различных материалов.
Задачи программы:
Обучающие:
•    формировать умения следовать устным инструкциям;
•    обучать различным приемам работы с различными видами материала;
•    знакомить детей с основными понятиями;
•    обогащать словарь ребенка специальными терминами;
•    создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
•    развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
•    развивать мелкую моторику рук и глазомер;
•    развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
•    развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
•    развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
•    воспитывать интерес к конструированию;
•    формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
•    учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
•    научаться различным приемам работы с разными видами материала;
•    научаться следовать устным инструкциям;
•    будут создавать композиции с изделиями, выполненными из различных видов материала;
•    разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
•    разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
•    разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
•    познакомятся с различными техниками работы;
•    овладеют навыками культуры труда;
•    улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Методы и приемы обучения:
•    Словесный (беседа, рассказ, сказка и т.д.)
•    Наглядный (рассматривание иллюстраций, схем-карт и т.д.)
•    Практический (показ образца выполнения последовательности работы).

Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Методическая литература:
•    Венгер Л.А., Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка.
•    Парциальная программа художественно-эстетического развития детей от 2- 7 лет, И.А.Лыковой «Умные пальчики. Художественный труд».

2.«Раз-два-три четыре пять - будем вместе мы играть»
по сенсорному развитию детей с ОВЗ
(«Познавательное развитие»)

Программа по сенсорному развитию образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3-6 лет с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на использование учебно-методического материала:
Венгер Л.А., Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка. Программа рассчитана на 9 периодов игр-занятий (1 раз в неделю), длительностью 6 минут.
Цель: Создавать условия, способствующие развитию познавательной активности детей во всех видах игр. Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребёнка.
Основные задачи:
-   Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении, формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия;
-   Развивать познавательную активность детей, обогащать сенсорный опыт;
-   Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
Формы организации образовательного процесса:
Формы работы с родителями - Консультации,
Формы работы с детьми - Развивающие игры, беседы, наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, игры, совместно с детьми
Результаты освоения программы
В результате систематической работы с детьми с ОВЗ у них сформируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
умеют различать предметы по величине (большой – маленький), с помощью взрослого собирают пирамидку из 4-5 колец, подбирают форму (круг, квадрат), составляют разрезную картинку из 2-х частей, соотносят основные цвета;
Методическая литература;
•    Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
•    Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб., 2001. 

4.    «Ладушки - ладошки» (художественно – эстетическое воспитание)
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).                                                                           
 Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми   пальчиковыми играми;  развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.                                                                        
Предполагаемый результат: У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни. 
Методическая литература:
•   Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
В    работе с детьми младшего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является ИГРА. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Формы организации организованной образовательной деятельности (ООД) детей.
Индивидуальная
Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы средства), через общение педагога с ребенком и организацией различных видов деятельности в различных видах развивающей среды.
Подгрупповая и групповая
Проводятся со всеми детьми- группы по всем видам образовательной деятельности,  на  основе  принципов  развивающего  обучения-личностно-ориентированной модели взаимодействия и использованием игрового материала, с учетом санитарно – гигиенических требований  к  нагрузке  и  сочетанию  различных  видов  деятельности.
Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое  управление,  возможность  взаимодействия  детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Интегрированные развивающие циклы(занятия)
Основная цель, которая реализуется в данной форме педагогического процесса состоит в погружении детей в изучаемое явление реального мира или культуры, в многообразии взаимосвязанных явлений и фактов, создание условий для включения детей в различные сферы деятельности и реализации своих потребностей и интересов, создание способов самовыражения.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
•   изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
•   знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
•   информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;       
•   создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
•   привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе;
•   поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьей
Взаимопонимание  и взаимоинформирование
-встречи-знакомства, анкетирование семей,
дни   открытых   дверей, индивидуальные   и   групповые консультации, родительские собрания, оформление  информационных стендов, организация выставок детского  творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток, интернет-сайт,
переписка по электронной почте.
Непрерывное образование
  (родительские собрания, мастер-классы,)
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей
-   проектная деятельность
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда в ДОУ - специально созданные (необходимые) условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Образовательная среда:
1)  гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2)  обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3)  способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4)  создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5)  обеспечивает открытость дошкольного образования;
6)  создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Предметно – развивающая среда ДОУ – определенное пространство,
организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом, обеспечивающее активную жизнедеятельность ребенка, становление его субъектной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
•    реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОУ;
•    в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
•    учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
•    учёт возрастных особенностей детей.
5.    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
•    содержательно-насыщенной, развивающей;
•    трансформируемой;
•    полифункциональной;
•    вариативной;
•    доступной;
•    безопасной;
•    здоровьесберегающей;
•    эстетически-привлекательной.
Планирование образовательной деятельности
Решение программных образовательных задач предусматривается:
-   в рамках организованной образовательной деятельности - занятий (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми);
-   в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми — утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.);
-   в совместной деятельности взрослого и детей;
-   в самостоятельной деятельности дошкольников.
Педагоги самостоятельно определяют ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации ООП ДО в зависимости от контингента детей, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГОС ДО и действующими санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Объём образовательной нагрузки (как организованной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях.
Учебный план организованной образовательной деятельности на учебный год
В    основе организации воспитательно-образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью с учетом интеграции образовательных областей, который способствует обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Одной теме уделено не более двух недель, оптимальный период — 1 неделя. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. В ООП ДО дано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы.