Федосеева Валентина Александровна - инструктор ЛФК

Лечебная физическая культура (ЛФК) – это комплекс дозированных физических упражнений на фоне правильного поставленного дыхания, направленных на лечение, восстановление и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), нервной системы и внутренних органов.  Выполняются упражнения строго под присмотром врача или инструктора  ЛФК. 

Не секрет, что общение с ребенком и его воспитание происходят уже во время беременности женщины. 

Для будущих мам  организован  клуб, который так и называется "Клуб будущих мам". Это будет программа по обучению будущих мамочек навыкам общения с ребенком до появления его на свет: психоэмоциональное созревание, снятие жизненных стрессов, улучшение самочувствия и оздоровления как мамы, так и малыша.

МАССАЖ И ЛФК ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У ДЕТЕЙ      

 Плоскостопие признано одной из самых распространенных проблем опорно-двигательного аппарата у детей. Проявлять себя данный дефект начинает в 3-4 года, когда у ребенка значительно увеличивается нагрузка на ноги. В большинстве случаев плоскостопие успешно лечится. Для этого необходимо провести своевременную диагностику и определить вид и степень плоскостопия. Исправить деформации хорошо помогает комплексный массаж при плоскостопии у детей. Прежде всего, родители должны понимать, что добиться максимального результата можно только в кабинете у профессионального детского массажиста. Самостоятельно делать антиплоскостопный массаж ног у детей можно исключительно после консультации у врача. С помощью лечебного массажа ног достигаются следующие цели: снижаются болевые ощущения, которые сопровождают ребенка при ходьбе и других видах физической активности; укрепляются мышцы стоп; снижается мышечное напряжение ног; улучшается локальное кровообращение; восстанавливаются рессорные функции стоп; меры профилактики после устранения деформации. Решить эти задачи можно только при курсовом лечении. Каждый сеанс занимает около 5-10 минут. Курс состоит в среднем из 12 процедур. Некоторые формы плоскостопия требуют дополнительных мер лечения. Например, приплосковальгусной деформации ног назначаются также тепловые процедуры и курсы корректирующей гимнастики.

 Техника  и виды массажа ступней.

 Прежде чем делать непосредственно массаж ног, ребенка необходимо подготовить. Для этого специалист растирает и разминает зону поясницы. Особое внимание уделяется крестцовому треугольнику. Все дело в том, что в поясничном отделе позвоночника происходят процессы иннервации ног. После поясницы врач обрабатывает ягодичную зону вибрационными и разминающими движениями. Дальше необходимо переходить к бедрам. Главная цель данного этапа – расслабить мышцы, поэтому движения массажиста легкие, направленные от колен к тазобедренному суставу. Основная часть сеанса направлена на отработку мышц голеней и ступней. Массажист начинает массировать голень легкими растирающими движениями, позволяющими согреть нужный участок и подготовить его к дальнейшим действиям. С каждой минутой движения становятся ритмичней. Во время приемов происходит смещение кожи. После разогрева начинается активная тонизация тканей. Эффект достигается благодаря глубокому разминанию. Также можно захватить голеностопную мышцу между ладоней и разминать ее. Особое внимание уделяется вертикальной линии вдоль переднего гребня голеностопной кости. Эта зона обрабатывается точечно, при этом каждая точка разминается по 30-60 секунд. Дальше массаж при плоскостопии у детей перемещается на ступни. Главный акцент нужно делать на поперечную, внутреннюю и наружную арки стопы. Все движения, как правило, выполняются по направлению от пальцев к пятке.

 Гимнастика для ступни.

 Как и в предыдущих зонах, начинать нужно с расслабления. Поглаживания могут вызывать чувство щекотки, поэтому ступни ребенка нужно придерживать свободной рукой. Основная часть процедуры направлена на разминание внутреннего края подошвы. Особенно тщательно прорабатывается участок у основания большого пальца. С помощью мануальной техники формируется правильный изгиб детской ступни. Для этого массажист несколько раз за сеанс фиксирует стопу в нужной анатомической форме и выдерживает по 15 секунд. В среднем это необходимо делать по 5-6 раз за прием. Заканчивается массаж тонизацией отдельных точек по внешней и внутренней стороне стопы. Стоит отметить, что выше мы представили возможные варианты массажа ног. В каждом же отдельном случае специалисты подбирают индивидуальный комплекс техник и приемов в зависимости от возраста ребенка, вида плоскостопия, анатомических особенностей и степени сложности деформации. Длительность курса и частота сеансов также определяются в индивидуальном порядке.

 

   

Пальчиковая гимнастика для малышей.

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОК ГОВОРИТ! Почему же это так?

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуиктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

В итоге целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

«Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму.

Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

Развитие речи.

«Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Память.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии, конструировании т. д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.

Воображение.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Артистизм.

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические понятия.

«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Правила речевого поведения.

1) много и правильно говорить самому;

2) следить за темпом речи (речь должна быть неторопливой, размеренной, доступной малышу) ;

3) выслушивать ребёнка, не отворачиваясь от него, смотреть ему в глаза. Проявлять заинтересованность;

4) не прерывать ребёнка («хватит, я всё поняла! ») ;

5) не использовать жаргонную лексику!

Нужно помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, просто играть с ребёнком!

Рекомендации по проведению «пальчиковой гимнастики»:

1. Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

2. Желательно взрослому знать текст.

3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

7. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

8. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

9. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2—3 раза.

10. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

11. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

13. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

14. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

   

   

  

 

Гимнастика для стоп по методу С.М.Бубновского.    

Опорно-двигательный аппарат чаще всего бывает подвержен травмам. А дальнейшее лечение спины требует определенной гимнастики, лечебной физкультуры. Доктор Сергей Михайлович Бубновский специально разработал оздоровительную гимнастику позвоночника для начинающих в домашних условиях, облегчающую боль и синдромы при шейном остеохондрозе, заболеваниях коленных суставов, артрозе и т. д. Позже гимнастика стала частью лечения, называемого «метод Бубновского».Метод С. М. Бубновского заключается в лечении суставов движениями — кинезитерапия. Этот метод уже помог более тысячи пациентам с различными заболеваниями позвоночника. Гимнастика позвоночника позволяет устранить главную причину заболеваний суставов — гиподинамию.Согласно С. М. Бубновскому, выполняя упражнения, нужно делать упор не только на позвоночник, но и на суставы ног. Если лишить стопы определенных тренировочных нагрузок, то боли не заставят себя ждать (головные, позвоночные и суставные). Точки, расположенные на стопах, отвечают за кровообращение во всем организме.

Доктор С. М. Бубновский считает, что лучше всего разминку спины надо проводить лежа после пробуждения, чтобы помочь организму окончательно проснуться и зарядит энергией на весь день. Кроме того, она не требует какого-либо спортивного инвентаря, её можно проводить в домашних условиях. Гимнастика проста в своем исполнении, поэтому она идеально подойдет для начинающих.

Гимнастика С.М. Бубновского улучшает кровоток, активирует память, лечит шейный остеохондроз, артроз, справляется с заболеваниями коленных суставов и в принципе облегчает работу позвоночника.

Согласно С. М. Бубновскому следующие упражнения отлично подойдут при наличии плоскостопия, шпор стопы, подагры, отечности голеностопного сустава, мигрени, артрита голеностопного сустава, варикозного расширения вен, а также если пяточное сухожилие было подвержено травмам или операциям. Упражнения на 15 — 20 повторений.

ОТТАЛКИВАНИЕ

Исходное положение – лежа на спине, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль туловища. Чередуя ноги, тянуть большие пальцы стоп от себя и к себе до максимального выпрямления, пятка при этом должна немного вытягиваться.

ДВОРНИКИ

Продолжаете лежать на спине, сводите и разводите большие пальцы ног в стороны до максимального предела. Старайтесь уложить большой палец на кровать. При разведении пальцев медленно скручивайте голень.

ВРАЩЕНИЯ

Исходное положение – на спине. Вращайте стопы по часовой стрелке и против поочередно. Большие пальцы ног описывают круги.

КУЛАК

Исходное положение – на спине. Представьте, что стопа это ладонь и сжимайте пальцы, как бы обхватывая яблоко. После растопырьте пальцы до предела.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ КОЛЕННЫХ СУСТАВОВ

Комплекс упражнений для коленных суставов С. М. Бубновского очень важен при остеоартрите коленного сустава, а также после травмы этого же сустава. Все описанные далее упражнения нужно выполнить 15 — 20 повторений.

СКОЛЬЖЕНИЕ ПЯТКАМИ

Исходное положение – на спине. Тело по-прежнему прямое. Скользя пятками по кровати, сгибайте и разгибайте ноги. Старайтесь дотянуться пяткой до ягодицы. Сгибайте колени, стараясь подтянуть пятки к ягодицам. Лежа на спине разгибайте колени