ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «АКАДЕМИЯ УСПЕХА»

г. Чердынь, ул .Юргановская, 83

Программа

 "Социальная работа с детьми с ОВЗ"

Пояснительная записка:

В отечественной литературе проблема социальной защиты детей с ограниченными возможностями, ее сущности и содержания, влияния социальных факторов на развитие детей-инвалидов разработана недостаточно. Наиболее слабым местом исследования данной проблемы является отсутствие работ, разрабатывающих данную тему системно, во взаимосвязи с различными аспектами социального развития. В имеющихся работах в основном рассматриваются лишь отдельные аспекты образа жизни и развития детей-инвалидов. Наряду с этим практики освоения программ и методов реабилитации детей относительно очень мало. К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Данная программа призвана компенсировать эти пробелы, а также разнообразить, и внести новые аспекты реабилитационной работы с детьми-инвалидами.

Цель программы: повышение качества обучаемости детей с ОВЗ и их адаптации к условиям жизнедеятельности в социуме.

Содержание программы социальной реабилитации:

1.Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.

4.Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности:

при выполнении процедур личной гигиены;

навыки самообслуживания;

навыки передвижения;

навыки ориентации в среде обитания;

навыки личной безопасности;

навыки общения, в т. ч. с помощью технических средств;

умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития своей болезни, грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля, восстановление функций;

обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;

Условно программу можно поделить на блоки-направления работы.

Это:

развитие психических процессов (память, мышление и др.),

развитие чувственной сферы (органы чувств),

предметно-манипулятивная среда (творческая работа мастерских),

компетенции во взаимодействии с социумом (культурно-досуговая деятельность).

Содержание блоков:

Блок программы «Психические процессы: Память»:

Игры на развитие памяти.

В данном разделе предлагаются игры, которые помогут ребенку развить свою память. После этих игр он будет лучше запоминать новую информацию, будет более наблюдательным.

  1. «Картинки»
  2. Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную)

Инструкция:

Сейчас я вам по очереди буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый нам предмет (время показа каждой картинки 1-2 секунды). А теперь (после просмотра всех десяти картинок) по очереди назовите (или запищите) предметы, которые вы запомнили. Порядок называния не имеет значения.

2. «Запомни слова»

Цель: Развивать слуховую память — кратковременную и долговременную.

Инструкция:

Сейчас я вам прочитаю десять слов (стол, тетрадь, часы, дом, конь, окно, бра, лампа, яблоко, роза).

Вы должны их запомнить и повторить (или записать) слова, которые вспомните.

Спросите ребенка эти же слова через определенное время без повторения словесного материала.

3. «Каскад слов»

Цель: развивать объем кратковременной слуховой памяти на слова.

Вы сейчас должны за мною повторять слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три и т. д.

Список слов:

Огонь.

Огонь, дом.

Огонь, дом, конь.

Огонь, дом, конь, гриб.

Огонь, дом, конь, гриб, мел.

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора.

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед.

Огонь, дом, конь, гриб, мел, гора, мед, сосна.

4. «Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную память на цифры:

Посмотрите внимательно на тот же цифровой ряд и повторите его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и т. п.).

Список цифр: 6 2 283 1743 63519 148692 2938147

5. «Я кладу в мешок...»

Цель: развивать произвольную память.

Инструкция:

Ребята, я говорю предложение, а следующий играющий должен повторить сказанное и добавить еще что-нибудь. Следующий игрок повторяет всю фразу от начала и добавит еще что-то от себя и т. д.

Например:

«Я положил в мешок яблоки...»

Следующий участник:

«Я положил в мешок яблоки, бананы ...» и т. д.

6. «Фотоаппарат детектива»

Цель: развивать кратковременную память.

Инструкция:

Вы должны представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуа­цию, любого человека и т. д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмот­реть все предметы, которые лежат на этом столе. Затем закройте глаза и постарайтесь перечислить все, что удалось запомнить.

7. «Запомни фразы»

Цель: развивать смысловую память.

Инструкция:

Я вам сейчас по очереди называю пять фраз, а вы их должны запомнить и назвать:

Мальчик устал.

Девочка плачет.

Папа отдыхает.

Мама готовит.

Бабушка читает.

Если у ребенка появляются затруднения в повторении фразы, которые ему называют, дайте ему бумагу и цветные карандаши и предложите к каждой фразе сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Блок программы: «В мире чувств»

Происходит познание мира через задействование всех органов чувств.

Для этого используются сенсорные комнаты и комнаты арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сенсорная комната используется не только как средство проведения досуга и релаксации детей, но и как один из методов коррекции снижения темпа психоречевого развития ребенка, развития его познавательной мотивации и произвольного внимания. Методика коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия.

Главная цель комнаты арт-терапии - убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он способен создать что-то интересное художественно-прикладное, что он не хуже других. Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к труду.

Занятия в комнате арт-терапии – это возможность сочетать и варьировать в процессе занятия различные техники (изотерпаия, фото, слайдо-терапия, музыкальная терапия, техника направленной визуализации, сказкотерапия), которые позволяют помочь решить психологические проблемы ребёнка, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, помогают высвободить скрытые энергетические резервы. Идея создания арт-терапевтической комнаты заключается в том, чтобы иметь возможность использовать ту технику, которая подходит в данный момент конкретному ребёнку, это особенно важно при работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье, т.к. эмоциональный фон этих детей нестабилен.

Предполагается использование арт-комнаты для целенаправленной и постоянной работы с детьми, имеющими ограничения здоровья и их родителями в индивидуальной форме, проведения творческих мастерских (совместная работа родителей и детей), проведения групповых и индивидуальных занятий, как для детей, так и для их родителей.

Блок программы: «Творческая мастерская»

Данный этап представляет различные виды образовательных услуг. Это декоративно-прикладное и изобразительное творчество (лепка, керамика, оригами, изобразительное искусство, выжигание по ткани). В данный блок также входит музыка и оздоровительное пение, основы программирования и русские шашки.

Работа социальных педагогов с детьми с особыми нуждами подразумевает мобильность педагога, гибкость в использовании методов и приемов. Наряду с традиционными методиками и технологиями должны применяться и инновационные технологии. Такие, например, как «Поделки из компакт-дисков», «Поделки из прищепок», «Пластилиновая мозаика», «Лоскутное шитье», «Витражная техника», «Бисероплетение» и другие.

Блок программы: «Культурно-досуговая деятельность»

Здесь организуются занятия клубов по различной тематике. Например, «Хочу все знать» для детей младшего и среднего школьного возраста; «Общение» для старшеклассников. На занятиях клубов ребята имеют возможность пообщаться друг с другом и со здоровыми сверстниками (из числа волонтеров), что компенсирует для них дефицит общения.

Кроме того, для детей проводятся музыкальные вечера, конкурсные программы, шахматно-шашечные турниры, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества, а также праздники-фестивали.

Помимо этого, организуются различные конкурсы. Например, конкурс-эстафета: «Равные возможности» дети с ограниченными возможностями здоровья наряду со здоровыми детьми участвуют в соревнованиях, турнирах, научно-практических конференциях, добиваясь не меньших результатов, чем их здоровые сверстники.

Примеры методик социальной реабилитации.

Развитие механизмов детского творчества.

Методика из блока по развитию психических процессов. Здесь уделяется пристальное внимание развитию интеллектуального потенциала ребенка.

Так на базе детской театральной студии, детям предлагается посмотреть спектакль, прочитать книгу, по которой сделан этот спектакль, обсудить на занятии увиденное и прочитанное, а в качестве домашнего задания попытаться написать рецензию, в которой проанализировать, чем книга отличается от ее театральной версии.

В результате, дети с удовольствием прочитают сказки Андерсена, Пушкина, Маршака, а дети постарше, к примеру, "Капитанскую дочку" Пушкина. Выполненные домашние задания - рецензии читаются вслух на следующем занятии и обсуждаются с участниками студии (участниками студии могут быть не только дети, но и на равных с ними их родители, студенты-волонтеры, педагоги, приглашенные в этот день гости).

На основе творческой составляющей помимо развития мышления реализуется вторая цель: ликвидация чувства одиночества. любой ребенок-

инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия

полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей «неполноценности», следствием чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность. Время такого ребенка не структурировано, он не знает, каким образом занять свое свободное время, реализовать свои возможности, о которых, впрочем, он и

сам не подозревает, а его физические возможности ограничены, в то время как для развития интеллекта имеются неограниченные возможности.

Таким образом, посредством данного метода реализуются задачи:

преодоление одиночества;

ощущение равенства с окружающим миром;

воспитание социального оптимизма в масштабах всей будущей жизни.

Особое место занимают задания на развитие фантазии. Например, детям

предлагается такая игра: придумать невероятное фантастическое животное-гибрид вроде Слонопотама из сказки о Винни-Пухе. Слонопотам - это слон плюс гиппопотам. Но им предлагалось не только придумать название животного, но и нарисовать его. Таким образом, на свет появились - Носолин (носорог плюс павлин), Фазьяна (фазан плюс обезьяна), Крокозебра (крокодил плюс зебра), Фапля (фазан плюс цапля), Жинот (жираф плюс енот) и другие смешные обитатели фантастического зоопарка.

Таким образом, дети постигают механизм создания фантастического из соединения двух реалий. Эти веселые и полезные упражнения могут проводится на протяжении всех занятий блока интеллектуального развития.

К примеру, наиболее интересные и универсальные формы работы детей и их достижений могут отражаются на странице какого-нибудь детского журнала, обращенного к широкому кругу детей и родителей.

Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего

эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и между детьми и родителями.

Эти качества, обретенные в процессе реабилитационных занятий, формируют у детей-инвалидов защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

Кроме того, можно приготовить видеофильм, отснятый на занятиях с детьми и сборник материалов по итогам реабилитационной работы, включающий в себя методическую разработку, творческие работы детей, отзывы родителей, подробное описание отдельных занятий с детьми, отзывы деятелей искусств, принимавших участие в работе с детьми. Сборник будет бесплатно предоставляться организациям, занимающимся проблемами защиты детей-инвалидов от жестокости и насилия.

Особое значение в социальной терапии с детьми-инвалидами принадлежит такому методу как оригами. Оригами существует уже более пятнадцати веков. Однако, как особый вид искусства, он практически не рассматривался врачами в качестве методики арттерапии. А ведь воздействие занятий оригами на больных, терапевтический эффект от таких занятий необычайно велик. Иногда только оригами может быть доступным пациенту.

Дети с самыми разными диагнозами, в различном возрасте попадают на больничную койку порой на много месяцев, а то и лет. Их мир оказывается сужен до размеров комнаты, а число лиц, с которыми дети общаются, сокращается до двух-шести человек. Оригами в работе с такими детьми порой становится единственно возможным способом творческого развития. И этому способствуют несколько качеств этого вида искусства, присущие только ему. Во-первых, это абсолютная доступность оригами ребенку любого возраста, любой степени подготовки и любой возможности передвижения. Во-вторых, оригами не требует никаких специальных приспособлений, оборудования. Занятия могут проходить в любой обстановке. В-третьих, для творчества применима любая бумага, даже та, что является макулатурой. Оригамные занятия могут принимать любую форму: индивидуальные или групповые, игра или лекция, внимательное изучения техники и методик складывания или викторины и конкурсы с элементами фокусов. Выбирая любую форму работы, комбинируя их, педагог добивается решения самых различных воспитательных и терапевтических задач.

Особое место занятия оригами занимают в работе с детьми с ограниченными возможностями передвижения. Развитие тонкой моторики впрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка. Обращаясь к этой сторону оригамного творчества, педагоги удачно применяют занятия оригами в работе с детьми, больными ДЦП.

Кроме того, готовые работы детей не только влияют на психологический климат в помещении стационара в процессе складывания или творчества. Результат детского оригамного творчества является превосходным материалом для украшения интерьера стационара.

На особом счету стоит такой метод реабилитации детей как сказкотерапия. Сказкотерапия в реабилитационной деятельности является одним из ведущих видов и способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка-инвалида. Это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации.

Выделяется несколько направлений, особенно актуальных в реабилитационной работе с детьми-инвалидами с помощью сказкотерапии:

Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

Обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;

Формирование творческого потенциала ребенка-инвалида через сказки;

Преодоление чувства страха и неуверенности через сочинение сказочных сюжетов и драматическое их проигрывание.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Она учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.

У многих родителей есть почему-то мнение, что тревожному, взбудораженному ребенку нельзя читать страшные сказки, не нужно допускать никаких страстей. Иногда лечит и вымышленный страх. Ребенок как бы тренирует свое восприятие страшных ситуаций и уже легче справляется с трудными ситуациями в реальности.

Использование сказок для коррекции негативных состояний и проявлений у детей-инвалидов направлено на формирование отношения к персонажу, действие на эмоциональном уровне; проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации; идентификацию собственного «я» с тем или иным персонажем; удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений жизни; коллективное участие в совместном действии; приобщение к жанрам народной художественной культуры.

Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.