Как развить внимание у ребенка: несколько простых упражнений

Сегодня рассеянный ребенок - это совсем не редкость. Есть дети, которые спокойно могут высидеть уроки в школе и дома без проблем продолжат заниматься, но... это реальность не для всех. Зачастую к дисциплине это вообще не имеет отношения. Причин того, почему школьник не может усидеть на месте на уроке, вечно крутится и отвлекается, конечно, много. Может уроки откровенно скучны, а может он просто не может иначе - вот такая особенность внимания. К сожалению есть еще  синдром дефицита внимания, который все больше набирает обороты.

 Когда ребенок не может сосредоточиться на уроках и постоянно отвлекается на все вокруг, соответственно  это мешает учиться и ему и окружающим.

Поэтому уже с дошкольного возраста мы делаем различные упражнения на развитие внимания и концентрации. Они не оригинальны, но работают практически всегда. Вот  несколько из них.

1. Шифровка

Подходит для тех, кто уже умеет хоть немного читать. Можно использовать с любым возрастом от дошкольника до подростка. Нужно лишь правильно подбирать слова. Практически, это упражнение на анаграммы. Можно взять любое слово или слова и поменять буквы местами. Слово КНИГА превратится в АНКИГ. Попросите ребенка составить слово из букв. Получилось? Тогда усложните задачу - составьте хорошо известную фразу или пословицу, переставив букв в каждом слове.

емсь зар метьор идон зра рожеть. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

2. Логические шифровки

Это продолжение предыдущего упражнения, но тут мы добавляем построение логических рядов. Все же знают игру "Найди лишнее слово"? А тут каждое из этих слов нужно еще и построить правильно из букв. Задачка интересная и порою непростая. Ребенок не только тренирует наблюдательность, но и развивает мышление. А еще прелесть ее в том, что слова вы можете брать из тех предметов, с которыми трудности или просто по текущей теме. Если ребенок уже постарше, то никаких проблем. Лишь сами слова будут значительно сложнее. Например:

чалпе-аупк-куж-ргач (пчела-паук-жук-грач... последнее явно не в тему, т.е. лишнее)

тисоиря-лиобояиг-галерба-рожапкеб (история-биология-алгебра-пробежка... что же тут лишнее?)

3.Корректор

Тема развития внимания не обходится без методики корректурных проб. Вы точно их видели. Это массив из разных знаков (узоров, букв, цифр или символов). Обычно в задании необходимо за определенный промежуток времени обвести/ подчеркнуть или заполнить фигуры разными способами. Опять же для разного возраста просто разная сложность. Например, в массиве из букв нужно найти и подчеркнуть одну букву, другую обвести, а третью - зачеркнуть. Или же в массиве разных фигур внутри одной нужно поставить плюс, в другой - минус, а в третьей -знак равно. Примеров таких проб в интернете вы найдете сотни.

В любом случае, это действительно здорово развивает концентрацию и внимание! А количество ошибок обычно отображает уровень проблемы. Но нельзя смотреть только по одному дню. Ведь и у детей бывают рассеянные дни. Это упражнение нужно делать регулярно, но не менее двух месяцев. Ведь только повторение приводит к хорошим результатам.

Цель — развитие устойчивости внимания.
Дайте ребенку небольшой текст и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую — либо букву (например «ф»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике вместе с ребенком. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «п» — подчеркни». Усложненный вариант: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «р», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н». Фиксируйте время и количество ошибок. Не забывайте хвалить ребенка.

Еще одно упражнение на внимание. В первой строчке в фигурах нарисованы знаки, которые нужно нарисовать внутри других фигур.

4.Филлворд (Fillword)

Филлворды (или Венгерские кроссворды) – это разновидность кроссвордов, в таких кроссвордах все слова уже вписаны и их нужно только найти в мешанине букв. Слова могут "ломаться" в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются.

Какая польза от такого задания?

- развиваем произвольное внимание

- тренируем зрительное восприятие

- тренируем навык чтения

- расширяем словарный запас

- углубляем знания об окружающем мире

Как работать с этим заданием?

Обсудить тему, которая заявлена в кроссворде. Спросить какие названия дети знают. В идеале нужно показать тематические картинки. 

Далее рассказать, что это за задание и рассказать КАК ИСКАТЬ СЛОВА.

Как же можно искать слова?

Вариант первый (ознакомительный): взрослый называет слово из первой строчки, дети это слово ищут и выделяют его (можно раскрасить, обвести)

Вариант второй: взрослый читает все буквы по горизонтали как одно слово ТСОМУМЫФИТ - дети на слух выделяют слово, а затем ищут это слово в строчке, иногда приходится много раз произнести абракадабру, пока дети на слух выделят нужное слово. Иногда приходится подсказывать, голосом выделяя, нужное слово.

Вариант третий (продвинутый): дети самостоятельно ищут слово.

Далее могут быть варианты работы с найденным словом:

- посчитать сколько букв в слове

- назвать первую-последнюю букву

- назвать гласные-согласные буквы

- разделить слово на слоги

- найти ударный слог 

- сделать звуко-буквенный анализ

- составить предложение

- записать это слово по памяти

  

5.Графический диктант

Метод ну очень популярный сегодня для занятий как дома, так и в школе. А знаете почему?

Графический диктант по клеточкам — развивающая игра для старших дошкольников и учеников 1 класса, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление.

Рисунки по клеточкам даются только после того, как дошкольники усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в крупную клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Можно не говорить заранее, что получится в итоге. Преподнесите задание как загадку, это повысит заинтересованность детей.  Опять же, тут главное настойчивость и регулярность. А еще место для фантазии, когда над уже начерченным узором или рисунком можно поиграться еще и дорисовать что фантазия пожелает.

Советы по выполнению графического диктанта

  1. Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Спокойно помогите, подскажите где ошибка. Некоторые дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.
  2. Не спешите во время устного диктанта, убедитесь, что ребенок успевает.
  3. Делайте перерыв между занятиями, каждые 5-10 минут письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в подвижные игры, а затем приступает к написанию графического диктанта.
  4. Следите за правильной посадкой за столом, освещением и правильным положением пальцев.
  5. Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за усердный труд.

  

Дорисуй вторую половину.

  

Это простые способы, но  от этого не менее эффективные. О многих вы слышали и наверное как-то использовали. Многие скажут, что это не очень работает, но поверьте - они действенны. Дело в повторении и постепенном усложнении материала. Иногда все это кажется скучным и однообразным, но можно рассматривать такие упражнения как небольшую зарядку для мозга. Тут уж все зависит от вашей подачи. Например, можно их делать с утра или перед тем как сесть за уроки. Они великолепно настраивают на спокойные занятия и помогают сконцентрироваться.