На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. и детей-инвалидов. Безусловно, эти дети нуждаются в полноценной психолого - педагогической помощи. И для того, чтоб её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий направленных на создание условий для полноценного функционирования личности. Только в комплексе можно получить максимальный результат.
Работая с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами наиболее приемлемыми методами являются:
- Арт-терапия (рисование, лепка)
- Песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком на световом столе
-Игротерапия
-специальный массаж
- умелый язычок (занятия с логопедом-дефектологом
-лечебная гимнастика
"Арт-студия" - ИЗО - под руководством Амосовой С.П.
Педагог дополнительного образования по ИЗО.
Глинотерапия – это эффективный способ реабилитации инвалидов, имеющий в своей основе работу с пластичным материалом, таким как глина и сочетающий в себе комплекс полезных компонентов.Глина - это материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ, а как материал содержит массу возможностей для работы.
Светлана Петровна работает с детьми с момента внедрения данной технологии в реабилитационный процесс. Она является преподавателем декоративно – прикладного искусства.
Методики работы с использованием глины содержат в себе следующий характер:
Социально - психологический – установление контактов, теплой атмосферы, обеспечение психологической комфортности.
Социально - педагогический – развитие новых умений и навыков.
АРТ- терапия - ( песочная терапия, занятия с кинетическим песком)
под руководством педагога-психолога. Дятловой С. Л.
Образование-высшее. ПГПИ
Высшая квал.категория
Песочная терапия.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В работе с детьми метод песочной терапии используется в ходе развивающих и обучающих занятий.
Цель занятий:
-Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
- Развитие познавательных и психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
- Снижение психофизического напряжения.
- Актуализация эмоций.
Задачи:
-Развивать психические процессы.
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Вызывать эмоционально - положительное состояние, удовольствие от игр.
Использование светового стола с цветным песком.
Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха. В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Свойства песка, его мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе творчества условия для вхождения в расслабляющее и снимающее стрессы медитативное состояние. А современные исследования доказывают, что занимаясь, песочным рисованием, ребенок не только овладевает практическими навыками, осуществляя творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественно-эстетический вкус.
В сочетании с другими методами песочное рисование помогает решить ряд психологических проблем:
1.Поведение детей.
- Агрессия
- Гиперактивность
2.Эмоциональные проблемы.
- Страх
- Тревожность
-Низкая самооценка
- Неуверенность в себе
Семейные проблемы.
Коммуникативные навыки.
Занятия с логопедом-дефектологом
Гарус В.Н.
Образование: высшее, ПГПУ
При разработке адаптированных программ за основу взяты методические разработки двух авторов: Архиповой Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста», для детей с ДЦП и умственной отсталостью, где подробно расписаны как уровни развития, так и коррекционно – развивающая работа на каждом уровне; Новоторцевой Н. В. «Методика развития речи у неговорящих детей» для умственно отсталых детей, чей уровень понимания речи соответствовал бытовым ситуациям общения.
Специальный медицинский массаж
Федосеева В.А.- педагог ЛФК, массажист.
Образование: средне-специальное
Чусовское мед.училище, училище повышения квалификации по Пермскому краю.
Как правило, у детей-инвалидов нарушены все жизненно важные процессы, поэтому для их восстановления массажные процедуры крайне необходимы. Помимо того, что массаж восстанавливает физическое состояние ребенка, так ещё и благотворно влияет на психическое здоровье.
Лечебная физическая культура (ЛФК) - составная часть медицинской реабилитации детей-инвалидов, использующий физические упражнения как средство сохранения организма ребенка в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией. Средства ЛФК - физические упражнения, массаж, организация всего двигательного режима детей.