Задумывались ли вы когда-либо о том, что кроется за творчеством вашего ребенка? Конечно, многие родители бережно хранят рисунки своих малышей, несмотря на то, что порой это просто бессмысленные каракули. И наверняка вы задумывались над тем, что изображено на рисунке, почему ребенок воспользовался тем или иным цветом и что повлияло на его решение отразить именно эту идею. Зная правила расшифровки, мамы и папы могут многое узнать о фантазиях и потребностях ребенка.

Психологи, работающие с детьми, очень часто предлагают ребенку нарисовать картину и, конечно же, они более детально подходят к рассмотрению творчества для определения дальнейшего общения с ребенком. Мы же с вами рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание и сделать выводы, даже не имея образования психолога.

Расставляем приоритеты

Начиная с четырехлетнего возраста, посредством рисунка дети могут показать нам, как они воспринимают иерархию вещей, располагая те или иные предметы в центре листа, а другие — вокруг них. Кроме того, можно обратить внимание на размер изображаемых объектов или фигур людей. Так ребенок показывает не только свое отношение к реальным объектам, но и то, как он осознает их важность в своей жизни.

Работаем с пространством

Взгляните на рисунок ребенка и скажите, какую часть пространства листа занимает его творение? Использует ли он лишь незначительную часть листа? Если да, это может быть признаком робости и неуверенности в себе. Уверенный в себе ребенок обычно использует все предоставленное ему пространство, начиная рисунок с центра и затем двигаясь к краям листа.

Соблюдает ли ребенок границы листа? До определенного возраста дети действительно не могут придерживаться данных рамок. Но, начиная с четырех лет, несоблюдение границ может свидетельствовать о нарушении сенсорно-моторной координации. В таких случаях нужно помогать ребенку, проявлять заботу и внимание, учить его рисовать в пределах заданных границ. Наиболее простое упражнение: расчертить на квадраты лист бумаги и рисунок-образец, чтобы ребенок сумел его срисовать.

Попытка заполнить все пустое пространство листа также может стать «говорящим» фактором. Психологи сравнивают желание ребенка зарисовать все пробелы на листе с желанием заполнить «пустоты» в его жизни. Это — выражение беспокойства. Ребенку может не хватать внимания, теплого отношения, заботы.

Быть может, его лишили того, к чему он привык. Часто это указывает на проблемы в семейных отношениях. Если вы заметили подобное в рисунках своего ребенка, задумайтесь о том, что происходит у вас в семье. В любом рисунке следует обращать внимание на нажим карандаша или фломастера. Сильный нажим расскажет о силе напряжения ребенка, его избыточной энергии или тревоге.

Семейный портрет

Ребенок каждый день полон новых идей, и рисунки его не похожи один на другой. Если вы решили серьезно подойти к вопросу анализа творчества вашего чада, предложите ему нарисовать свою семью. Рисунок данной тематики может показать, насколько уютно вашему малышу дома. При этом не давайте ребенку никаких указаний. Помимо основных правил, описанных выше, обратите внимание на то, где ребенок изображает самого себя. Если в центре между папой и мамой или на первом плане, то он чувствует себя нужным, ему комфортно в семье. Ну а если малыш нарисован отдельно от всех или на заднем плане — это знак.

  1. Отсутствие самого автора рисунка говорит о его трудностях в отношениях с близкими.
  2. Чем авторитетнее человек в глазах малыша, тем он крупнее на рисунке.
  3. Обратите внимание, есть ли на рисунке придуманный член семьи? Если да, то малыш, скорее всего, получает недостаточно внимания и хочет быть кому-нибудь нужным.
  4. Если же на рисунке нет кого-то из членов семьи — это говорит об отсутствии эмоционального контакта с данным человеком.
  5. Если ребенок рисует себя очень маленьким, где-то в уголке листа — у него заниженная самооценка.
  6. Расстояние между изображенными членами семьи говорит об их эмоциональной близости или отдаленности.
  7. Цветная гамма рисунка — индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует себя или наиболее близких людей, и наоборот.
  8. Наличие на рисунке солнца — символ тепла и уюта.
  9. С помощью рисунка можно определить и особенности общения ребенка с теми людьми, которые изображены на нем.
  10. Обратите внимание на прорисовку лица. Непрорисовка какой-либо детали говорит об отсутствии этой функции при организации взаимодействия. Отсутствие ушей — неумение этих людей слышать и слушать ребенка, отсутствие глаз — недостаточность зрительных контактов. Если на рисунке у людей нет рук, это значит, что рисующий не акцентирует внимание на них: его не гладят, не ласкают, не прижимают к себе. Большие, огромные руки — наоборот, свидетельство рукоприкладства при воспитании. Большой величиной дети указывают на свой страх к этой части тела. Самый умный, по мнению ребенка, член семьи изображается с наибольшей головой. Персонажи с большими глазами для малыша — это те, которым нужна помощь. А люди с большими ушами — те, которые слушают окружающих. Изображенные с большим ртом воспринимаются как источник опасности. Если рот отсутствует или нарисован в виде черточки, этот человек, по мнению ребенка, скрывает свои чувства, не может выразить их словами. Чем больше пальцев на руке, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит о коммуникабельности. Короткие руки — о нерешительности.Солнце на рисунке — символ тепла и уюта.
Отношение к нарисованным фигурам можно определить, анализируя детали одежды у нарисованной фигуры: у любимого человека на одежде много разных деталей. Это могут быть пуговицы, брошки, кармашки, цветочки, оборки. Также происходит приукрашивание его внешнего вида: корона на голове, королевский наряд, красиво уложенные волосы.

После того как рисунок готов, обсудите с ребенком его содержание. Во-первых, малышу польстит внимание к его творчеству, и если он действительно расположен к беседе, то даст вам дополнительную информацию для анализа, во-вторых, если вы посчитаете нужным объяснить значение его картины с вашей точки зрения, он посчитает вас настоящим волшебником и любящим родителем, который все знает и понимает.

Удачи и взаимопонимания вам с вашими детьми!